Архипастырское Рождественское послание.

АРХИПАСТЫРСКОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сёстры! Холодно и темно у нас на Кольском полуострове в декабрьские по старому календарю дни. Если солнце светит скупо по всей России, то в Заполярье его совсем не видно. Снежной и ледяной полярной ночью захвачена вся природа. И не только природа. Это время трудно переносим и мы, люди. Кроме излишней сонливости, лености, как бы из ниоткуда и из ничего возникают нервозность, раздражительность, суетность, а от них уже происходят и какая-то досада, и тоскливое чувство, что вокруг тебя и у тебя всё идёт как-то не так и складывается куда-то не туда. Такое состояние усугубляется ещё и отрицательными факторами нашей жизни: нравственной, социальной, экономической сферами её. Конечно, для северного человека такая ситуация привычна и ничего особенного в ней нет — всё проходит и переносится как затянувшаяся на долгое время плохая погода.

С наступлением Нового года и Рождества Христова в нашей жизни совершается какая-то существенная таинственная перемена, которая распространяется и на людей, и на всю живую и неживую природу.

Всем нам известно событие Рождества Христова. 2018 лет тому назад в далёкой Палестине, в городе Вифлееме, в бедной семье, в смиренной нищете хлева тайно родился Иисус Христос. Внешне, как в то конкретное историческое время, так и в наше — это рядовое событие. Кажется, что ничего необычного и не произошло. Однако, первые же свидетели происшедшего — ангелы и пастухи — всячески восхваляют и чрезвычайно превозносят рождённого Младенца. К тому времени пришедшие к Нему с восточных стран мудрецы-волхвы поклоняются Ему и вручают дары. А правитель Палестины царь Ирод хочет убить родившегося Младенца. В рамки обычной эта ситуация никак не укладывается, что-то таится в ней. И тайна в том, что на земле рождается Всесовершеннейший и личный Бог-Дух, рождается Младенцем-Человеком, как и каждый из нас, рождается так, как на земле установлено.

Мы верим, знаем, говорим и поём, что Бог воплотился, воспринял человеческую плоть, таинственно, непостижимо, невообразимо и личным образом стал человеком. Он вошёл, вступил в наш земной мир, в нашу жизнь как человек, стал сопричастным, то есть сообщником, вещества нашей природы, соприсносущным, то есть совечным нам, всегда пребывающим с нами, творением Своим. Полная мера жизни, радости, счастья, любви — таков нам дан Божий дар, который превосходит всякое воображение. В этом наше спасение. Нам открывается вся сущность веры, истина, разрешаются коренные вопросы человеческого бытия, мы находим конечный смысл всей жизни и приближаемся к её духовному Истоку. В смиренном Младенце мы узнаём подлинную красоту.

Когда-то в глубокие древние времена (за девять столетий до Рождества Христова) пророку Илии Бог открывался в грозных стихиях: в сильной буре, в землетрясениях, в огне. Илия не понимал эти стихии и не усваивал их как действие Божие. Затем, после огня, повеял тихий прохладный ветерок. Именно в этом веянии Илия ощутил Бога и прикрыл своё лицо плащом, так как его осенил Божественный свет.

Так вот, дорогие отцы, братья и сёстры, нам дано увидеть и принять в своё сердце Бога не только и не столько в силе, могуществе, славе, но в тайне Божьего смирения, в смиренном Ребёнке.

Мы живём в очень «взрослом» мире. Мы, взрослые люди, уверенные в своём знании, своём опыте, берёмся разрешить все житейские проблемы и непрестанно всех поучаем. Но что такое «взрослость», как не исчезновение в человеке «детскости», которая есть восприятие жизни как блага, дара, радости. Именно со «взрослостью» входит в человека недоверие и, может быть, убеждённость в том, что это недоверие, эта подозрительность сильнее блага, добра, Самого Бога. Достаточно взглянуть на наш взрослый мир, весь ощетинившийся недоверием, вооружённый до зубов, исполненный лжи, в которой все обманывают друг друга, прикрывая этот обман любезными фразами. А им давно уже никто не верит. Думается, что именно отсюда происходят наши страдания. И если Сам Бог-Спаситель приходит на землю в первозданном детском образе, то не потому ли, что человечеству нет спасения во «взрослой» нашей силе и хитрости, нет спасения во всей земной мудрости, в могуществе и непогрешимости взрослого человека?

Всё в нашем мире неправда, кроме любви, благоговения и верности, о которых возвещает нам Праздник пришествия в мир Бога, удивляя нас и сообщая ощущение торжества Своего Божественного света, мира, победы и озаряя радостью, счастьем даже в зимние потёмки полярной ночи.

Восчувствуем Божий приход к нам, дорогие! Аминь.

С любовью о Христе Рождённом

Симон, МИТРОПОЛИТ
МУРМАНСКИЙ и МОНЧЕГОРСКИЙ

http://www.mmeparh.ru/node/1287

(27)