Праздник Троицы.

Праздник Троицы

Три ангела склонились нежно

Над бедным маленьким столом.

Все в них светло и безмятежно,

И каждый осенен крылом Другого.

Лики Любви божественной полны.

Таким, Единым и Великим,

Тебя доныне видим мы.
(Галина Сиротинская)

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева Сколько мира и любви тихо навевает она! Святой Андрей написал ее в похвалу святого Сергия, основавшего в глухих Радонежских лесах в 14 веке монастырь во имя Святой Троицы. Теперь это главный монастырь России – Троице-Сергиева Лавра. В 16 веке наш северный святой Трифон Печенгский, просветитель лопарей, создал также во имя Троицы обитель на Мурмане на реке Печенге. Как рассказывает церковное житие святого Трифона, он, подобно Сергию, измлада вел жизнь чистую и благочестивую, любил уединение в пустыне и молитву, ему повиновались даже дикие лесные звери. Сейчас в храмах Мурманска и области вы можете помолиться перед образом Святой Троицы, поставить свечи. Есть на Мурмане и Троицкие храмы. Например, в Полярных Зорях и Заполярном. Там будут отмечать престольный праздник, как и в Троицкой Трифонов Печенгской обители.

Бог есть Троица. Бог Един (Один) но в Трех Лицах – Отец сын и Дух Святой – Троица –Единосущная и не раздельная. Это один из самых важных догматов Православия. Единство Троицы — это Единство Любви.
Равноапостольный Кирилл, просветитель славян, так защищал догмат о Троице в диспуте с сарацинами: «Отец, Сын и Дух суть Три ипостаси, существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном Богом в образе Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице, солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала ни конца, так и Бог — безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Таким образом солнечный луч, просвещающий всю вселенную, есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и являемого в сем мире, солнечная же теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога Духа Святого, Который вместе с рождаемым Сыном, предвечно исходит от Отца, хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например, на апостолов был послан в виде огненных языков. И как солнце, состоящее из трех предметов: круга, светлого луча и теплоты не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности, одно есть круг, другое — луч, третье — теплота, однако не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог. Помните ли вы как говорит Писание о том, как Бог явился праотцу Аврааму у дуба Маврийского, от которого вы храните обрезание? Бог явился Аврааму в Трех Лицах. «Возвел очи свои (Авраам) и взглянул, и вот три мужа стоят против него, увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:2-3).
Обратите внимание: Авраам видит пред собою Трех Мужей, а беседует как бы с Одним, говоря: «Господи! Если я обрел благоволение пред Тобою». Очевидно, святой праотец исповедовал в Трех Лицах Одного Бога» (Житие равноапостольных Кирилла и Мефодия).

Как светел и радостен праздник Троицы! Это Пятидесятница, день рождения Церкви.
По традиции наших отцов и дедов мы приходим в православные храмы с зелеными веточками, молимся, причащаемся. Храмы тоже в зелени. Ездить на кладбища на Троицу не нужно, на Троицу посещают храм. Усопших поминают накануне, в Троицкую родительскую субботу. Но даже в этом случае православные с утра приходят в храм, молятся на Литургии и панихиде, ставят свечи, а потом уже едут на кладбища. Праздник Троицы продолжает в понедельник День Святого Духа. Во Введенском храме Мурманска на остановке Копытова 26 мая в Троицкую родительскую субботу и воскресенье 27 мая на Троицу службы вечером в 18 часов, утром в 9 часов, Исповедь в 8 часов. Детей до 7 лет причащают без Исповеди, всем, кто старще 7 лет, надо исповедоваться. Вся следующая неделя – Троицкая, праздничная. Это сплошная седмица, когда нет поста в среду и в пятницу.

У богослужения на Троицу есть свои особенности. Вот как об этом пишет преподаватель Литургии, автор учебного пособия для семинарий, Гермоген Шиманский:
«Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1 Кор. 16, 8; Деян. 2, 1-4; 20, 16). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных — напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь.
Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству».

Служба на Троицу утром очень благодатная и очень длинная. Народ не уходит из храма после Литургии, а остаётся на Великую вечерню, три раза молящиеся совершают коленопреклонение и молитвы. Гермоген Шиманский подробно рассказывает об этом: «Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии.
На вечерне к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом и поется великий прокимен: «Кто Бог велий». Особенностью вечерни является то, что читаются три молитвы святого Василия Великого с коленопреклонением. В день Пятидесятницы колена преклоняются впервые после Пасхи. Эти молитвы читаются:
а) после входа и пения великого прокимна «Кто Бог велий»;
б) после ектений: «Рцем вси»;
в) после молитвы: «Сподоби, Господи».
Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братии наших. После каждого чтения бывает малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».
Галина Сиротинская, редактор группы в контакте «Православный Мурман»

(36)